Лечебная база центра включает в себя многие
( в том числе авторские)
методики реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата.Медицинская реабилитация
У больного ребенка, как и у здорового, в первые годы жизни закладывается фундамент его психофизического развития и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Так как нормальное развитие ребенка и отдельных его систем определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде.
Если ребенок, с детства малоподвижен, не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, ему приходится трудно с первого года жизни приспособиться к социальной среде, поскольку окружающая среда требует значительного нервно-психологического и двигательного напряжения. Все это обусловливает функциональную неполноценность нервно-мышечного аппарата и ведет к деформации конечностей и нарушению важнейших двигательных и статических реакций, что лимитирует полноценное развитие ребенка. Недостаток двигательной активности или его отсутствие приводит к негативным изменениям в организме, что снижает уровень адаптации организма в окружающей среде и приводит к значительному отставанию в социальном развитии.
Основным лимитирующим звеном физического развития является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, что и мешает максимальной реализации оздоровления ребенка. Если малыш родился с какими-то двигательными нарушениями и практически непрерывно лежит неподвижно, не переворачиваясь на бочок, с трудом поднимает голову и при каждом движении испытывает трудности, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативно-сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или эти движения сопровождаются множеством ошибочных реакций, то развитие двигательных навыков у него не происходит вообще, либо происходит неправильно. Кроме того, при принятии вертикального положения двигательные локомоции усложняются в связи с переносом массы тела на стопы.
Лечебная база центра включает в себя многие ( в том числе авторские) методики реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата.
Массаж
Классический массаж. Подводный душ-массаж. Вихревые ванны. Жемчужные ванны. Минеральные, ароматические, лекарственные ванны.
Лекарственный электрофорез
Лекарственный электрофорез; электрофорез препаратов грязи. Парафино-озокеритолечение.
Импульсная электротерапия
Импульсная электротерапия: диадинамометрия, амплипульстерапия, электростимуляция.
Магнитотерапия местная
Магнитотерапия местная. Магнитостимуляция. Магнитофототерапия.
Дарсонвализация
Дарсонвализация, КВЧ-терапия, ДМВ-терапия.
Светолечение
Светолечение: УФ-излучение, лазеротерапия, биоптронтерапия.
Рефлексотерапия
Рефлексотерапия: иглотерапия, лазеропунктура, КВЧ-пунктура.
Технические средства компенсации
Технические средства компенсации: кресла-коляски, ходилки, трости.
Тренажер Гросса
Для более эффективного выполнения физический упражнений используется Тренажер Гросса который позволяет при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым нормальную подвижность в суставах. Тренажер позволяет создать условия даже тем детям, которые не владеют двигательными функциями выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз), и возможность вращаться вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, а также страхует от падения.
Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи: расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах. С помощью тренажера можно тренировать способность соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений и развивать координационные способности, содействовать развитию установочных рефлексов,на основе которых формируется передвижение обеспечивающих присаживание, сидение, стояние, переступание, ходьбу, вращаться, кататься на велосипеде, на роликовых коньках, выполнять элементы спортивных игр.
Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, инсультов, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП (детский церебральный паралич).
«Тренажер Гросса» позволяет создать условия для развития координированной работы опорно-двигательного аппарата, моторики и стабилизации опороспособности, что необходимо для формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.
При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм.
С помощью тренажера можно перемещаться в пространстве, будь то бытовое помещение, больничная палата, тренировочный зал, открытая спортивная площадка или ледовая арена, без посторонней помощи при сохранении вертикального положения тела. Тренажер обеспечивает страховку при разнообразных движениях, поворотах туловищем, наклонах и т. д , что имеет важное значение в процессе реабилитации. Если ребенок не держит голову, то предусматривается специальная шапочка (индивидуально регулируемая), которая крепится к трапеции тренажера, придерживающая голову в правильном положении, не сковывая движения головы.
В комплект тренажера входят эластичные тяги для ног (как вспомогательный элемент для выполнения упражнений на растягивание и шаговых движений) и колечки для рук.
Тренажер позволяет выполнять упражнения как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Костюм "Адели"
Лечебный нагрузочный костюм «Адели» - современное эффективное средство реабилитации для больных c двигательными нарушениями церебрального происхождения (детский церебральный паралич, инсульт, черепно-мозговая травма). Наибольшее применение он получил в клинической практике восстановительного лечения больных детским церебральным параличом (ДЦП).
Костюм «Адели» представляет собой силовую систему, состоящую из опорных элементов и эластичных регулируемых тяг, с помощью которой с лечебной целью создается нагрузка на опорно-двигательный аппарат больного. Костюм предназначен для коррекции позы и движений больного.
Принцип действия лечебного костюма «Адели» заключается в формировании мощного нормализованного потока афферентной импульсации за счет направленной коррекции позы и движений больного с помощью опорных и регулируемых элементов и воздействии на двигательный центр головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций.
Это приводит к разрушению сложившихся патологических синергий и становлению новых нормализованных рефлекторных связей, что и оказывает соответствующее лечебное воздействие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения и речь.
С помощью лечебного костюма «Адели» можно добиться очень высоких результатов в улучшении состояния больного. Методики «Адели» остаются эффективными и на поздних стадиях заболевания, при которых традиционные методики оказывают недостаточное действие или не оказывают его вовсе. Методики «Адели» можно отнести к лучшим из ныне существующих.
Лечебный массаж
Лечебный массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы). Правильно подобранная техника способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса (т.е. при применении различных техник повышенный тонус снижается, а пониженный повышается). Понижение мышечного тонуса для детей со спастической формой ДЦП означает освобождение мышц конечностей для дальнейших тренировок.
Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. Это один из важнейших элементов современного комплексного лечения. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности. ЛФК лежит в основе восстановления двигательных нарушений при ДЦП. В РРЦДИ применяются комплексы ЛФК, специально разработанные для детей с поражениями нервной системы, а так же уникальные, известные во всем мире системы физической реабилитации.
Боббат-Терапия, Укладки, Щит
Боббат-терапия относится к методам активной кинезотерапии. Включает в себя:
1.Подавление тонических рефлексов и патологических образцов движений путем использования различных положений отдельных частей тела или позы всего тела, которые действуют как ингибиторы на абнормальную моторику и мышечный тонус. Эта часть Бобат-терапии называется «лечение положением».
- Развитие нормальных автоматических и волевых движений на основе рефлекторно-ингибирующих поз.
- Переобучение нормальным образцам движения путем связывания физических упражнений с нормальными сенсорными восприятиями. Ведущую роль играет проприоцептивная чувствительность, а также тактильная стимуляция, ощущение положения в пространстве своего тела и отдельных его частей.
Укладки(лечение положением)
Цель укладок – устранение патологических позиций в одном или нескольких суставов или группе мышц. Укладки и фиксации (положения) имеют большое значение для формирования схемы тела и движений. Сохранение в течение определенного времени заданной позы всего тела и (или) частей тела является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. В настоящее время в практике ЛФК применяются несколько видов укладок.
Щит (лечение положением)
Щит состоит из двух частей: вертикальной стенки и горизонтальной площадки для опоры. Он применяется для вертикализации тела ребенка. Используется для устранения контрактур в коленных и голеностопных суставах.
Бальнеологическая терапия, Физиотерапия
Бальнеологическая терапия
Активной бальнеологической процедурой является подводный душ – массаж, который обычно назначают детям школьного возраста. Процедура заключается в воздействии на больного, находящегося в тёплой ванне, струёй воды под давлением 0.5 – 4 атм. Подводный душ – массаж представляет собой удачное сочетание влияния тёплой ванны и массажа и широко применяется для лечения заболеваний опорно – двигательного аппарата.
Пребывание больного в тёплой воде ведёт к расслаблению мускулатуры туловища и конечностей. Это даёт возможность массировать струёй воды глубоко расположенные ткани. Улучшение местного кровообращения обеспечивает трофическое, противовоспалительное и расслабляющее влияние подводного душа – массажа. Дети хорошо переносят подводный душ – массаж. После процедуры улучшается общее самочувствие, возникает ощущение лёгкости, бодрости, свежести. Такое состояние удерживается несколько часов.
Физиотерапия
Физиотерапия – это совокупность методов лечения различных заболеваний с помощь физических факторов, таких как электрический ток, магнитное излучение, тепло, воздух, свет и многих других. Физиотерапия – это неотъемлемая часть периода реабилитации после тяжелых травм, а также палочка-выручалочка при хронических заболеваниях различных органов.
Физиотерапия активно развивается. На сегодняшний день существует масса различных методов, которые позволяют благотворно влиять как на организм в целом, так и на локальные проблемные места. Квалифицированный физиотерапевт с помощью специального оборудования подбирает лечебные процедуры, учитывая особенности пациента, его возраст и стадию развития заболевания.
Физиотерапевтические процедуры, как правило, безболезненны и не вызывают аллергических реакций или других побочных эффектов. Однако, большинство из них имеет противопоказания, поэтому необходима консультация врача физиотерапевта.
Метод TOMATIS
С целью расширения возможностей реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Центр за счет средств МБОО «ЮниХелп» обучил специалистов тренингу по методу TOMATIS, во время обучения они получили навыки работы с аппаратом TalksUp, также приобретены два лицензированных в Европе и России аппарата TalksUp. Метод TOMATIS – метод нейросенсорной звуковой стимуляции. Относится к методу педагогического воздействия. Области применения разные: психомоторные нарушения, расстройства речевого и психоречевого развития, нарушения внимания, первазивные расстройства развития, проблемы обучаемости, эмоциональные и аффективные расстройства, трудности социальной адаптации.
Педагоги на приеме детей в рамках приемно-консультативной комиссии знакомят и разъясняют информацию о новом педагогическом методе TOMATIS, как средстве повышения качества реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в общество. С учетом основного клинического диагноза, сопутствующего диагноза, рекомендаций ЦКРОиР, возраста, индивидуальных особенностей специалисты выявляют в первые дни заезда детей, нуждающихся в проведении курса. Процедура назначается только после консультации с врачом неврологом, при наличии ЭЭГ головного мозга за последние 6 месяцев. Имеются определенные противопоказания: гидроцефалия, онко-заболевания, нарушение слуха более 60%, эпилепсия, судорожная готовность в анамнезе. В мае-июне педагоги выявили 9 детей, которые нуждаются в проведении процедуры. С родителями были проведены беседы о методе проведения процедуры, выявлены цели и ожидания родителей по окончанию процедуры. К специалистам обратились 8 родителей, с которыми были проведены первичные консультации для сбора информации об индивидуальных особенностях ребенка. В процессе беседы выяснилось, что детям процедура противопоказана.
С сентября месяца прошли процедуру 34 ребенка, из них 6 детей прослушали по две, три программы. Подбор специалистами программ осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запроса родителей, результатов предыдущей программы, возможностей детей. Имеется 10 программ прослушивания первого уровня: первоначальная, основная, проблемы с эмоциями, речью, памятью и вниманием. Каждая программа состоит из 13 музыкальных треков. Музыка в каждом треке отфильтрована по частоте в зависимости от задачи, которую преследуют. Длительность каждой программы равна 26 часов на 13 дней.
После завершения каждой программы специалист проводит обязательную беседу с ребенком и родителями, анкетирование родителей. Также проводятся беседы с воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-предметниками, руководителями кружков, работающими с ребенком, с целью выявления достигнутых изменений или их отсутствия. У 24 детей отмечена положительная динамика: уверенность в себе, желание учиться, повысилась самооценка, мотивация к учебе, улучшилось поведение, наблюдается динамика в речевом развитии, улучшилось равновесие и координация, увеличилась способность к общению, самочувствие и др..
Метод TOMATIS дополняет профессиональное сопровождение и позволяет значительно улучшить результаты работы специалистов, но ни в коем случае не может заменить работу специалистов.
Педагог социальный. Специалист 1-го уровня методики TOMATIS - Шнып Лидия Леонардовна